Ил-86. Снижение и заход на посадку         

Ил-86. Снижение и заход на посадку


Если необходимо, выполняем третий разворот. Если заход с прямой – гасим скорость до 350-330 км/час. Выпускаем механизацию на 30 град. Уменьшаем скорость до 320-300 км/час. На этой скорости выполняем четвёртый разворот. Снижаемся до высоты входа в глиссаду. За 3-5 км до точки входа в глиссаду (ТВГ) полностью выпускаем механизацию (40 град), парируя вспухание и устанавливаем скорость 280 км/час.

Вход в глиссаду. Точные скорости снижения по глиссаде в зависимости от массы даны в файле readme, приложенном к самой модели. Если совсем просто, то к массе самолета прибавьте 105 и получите примерную скорость. Повторяю, это совсем упрощенно. Чтобы самому узнать велика скорость или мала можно воспользоваться простым советом: Точно удерживайте луч глиссады и смотрите на тангаж. Если он 0 или, не дай Бог, отрицательный, то скорость велика. Если тангаж при снижении по глиссаде больше 3 град, то скорость мала. Просто выдерживаете тангаж в пределах от 0 до 3 град, а вертикальную корректируйте ТОЛЬКО режимом двигателей.

Посадка. На глиссаде фары на «большой свет». В плохих метеоусловиях (туман, дождь) разрешен заход мез посадочного света фар. На высоте принятия решения отключается автопилот и автомат тяги (если был включён). Данному типу воздушных судов разрешено проходить торец ВПП на высоте вплоть до 8 метров, дабы уменьшить дистанцию пробега. НО АККУРАТНЕЕ С ЭТИМ!!! На высоте 8-10 метров начинаете выравнивание. На высоте НЕ БОЛЕЕ 5 метров командир дает команду «Малый газ». Далее всё зависит от вашего умения и практики. Тангаж в момент касания должен составить 4-5 град. Сразу после уверенного касания ВПП основными стойками шасси перекладывается реверс, выпускаются спойлеры, ПЛАВНО опускается передняя опора. Далее на скорости не менее 100 км/час выключить реверс, убрать спойлеры, фары не руление, убрать механизацию, выключить радиовысотомер, выключить обогрев ПВД. Торможение начинается в зависимости от длинны ВПП, её состояния и проч.

Теперь коротко об ограничениях. При крене более 4 град внутренний двигатель касается поверхности ВПП. В случае необходимости, посадку можно производить с вертикальной вплоть до 3 м/сек (шасси Ил-86 выдержат), но тогда при больших углах тангажа есть риск коснуться хвостом ВПП из-за большой просадки стоек шасси. Да и пассажиры, думаю, будут недовольны.  Тормоза разрешено применять со скорости 290 км/час, следовательно, хоть сразу после касания. Реверс разрешено использовать (всё это в случае крайней необходимости) вплоть до полной остановки. В экстренных случаях разрешено торможение стояночным тормозом.

Теперь про общение с диспетчером. Не забудьте в процессе захода, кроме уточнения погоды спросить про коэффициент сцепления с полосой. Там очень сложная таблица, но скажу вкратце – если коэффициент меньше 0,3 сразу начинайте расчёт ухода на запасной. Не стесняйтесь в Он-лайне спросить это у диспетчера. У них все эти данные есть, просто их никто и никогда не спрашивает, а так вы заработаете репутацию дисциплинированного пилота, точно выполняющего все процедуры.

И еще. Внимательно изучите схемы руления аэропорта прилёта. Точнее, внимательно изучите ширину всех рулёжных дорожек. Вам разрешено передвижение только по РД шире 22 метров. Запомните те РД, руление по которым невозможно. Помниться, в Пулково после посадки на 28R диспетчер дал команду освобождать влево по РД 6. Я ответил, что данная РД не подходит для этого типа судов. Диспетчер дал команду освобождать по РД 7. Еще раз повторю – не стесняйтесь говорить обо всём этом диспетчерам. Уверяю Вас, им приятней иметь дело с профессионалами чем с чайниками. Это если совсем коротко. Кстати, на этом сайте выложена отсканированная брошюра «Практическая аэродинамика самолета Ил-86». Мне её подарил КВС 86-го, отлетавший на нем более 10 лет. Почитайте, она написана ОЧЕНЬ доступно.

Статьи