Посадка         

Посадка


Итак, разворот выполнен, мы на прямой. Сбрасываем наддув, гасим скорость, начинаем выпуск закрылков. Не торопимся, помним, что при расчете круга на эти процедуры мы выделили 30 секунд. Скорость 120, закрылки 30, по времени подходим к глиссаде, пора начинать снижение… Штурвал слегка от себя, входим в глиссаду, начинаем снижаться с вертикальной скоростью около 1.5м/с. Еще немного уменьшаем наддув, чтобы не дать скорости вырасти выше допустимой. Где там полоса – да вот она, родимая, прямо по курсу, видна во всей своей красе. КВС: 753, на прямой, полосу наблюдаю, к посадке готов УВД: 753, посадку разрешаю КВС: 753, посадку разрешили

Если самолет оборудован убирающимися шасси, то перед запросом разрешения на посадку следует доложить и об их выпуске. Т.е. фраза должна звучать так: «753, на прямой, полосу наблюдаю, шасси выпустил, к посадке готов». Немного разберемся со временем запроса разрешения на посадку; действительно, в какой момент нужно запрашивать разрешение? Согласно НПП разрешение на посадку необходимо запросить до пролета ДПРМ, а разрешение на нее получить до пролета БПРМ или ВПР. При полетах по ПВП ограничения не столь жесткие, но стоит учитывать два фактора. Во первых, вы должны получить разрешения на посадку по прохода ВПР (для Ан2 – 30м), иначе вам придется уходить на второй круг. Прикинув время на радиообмен получаем, что запрос разрешения на посадку нужно делать никак не ниже 100м. С другой стороны мы можем запросить посадку сразу после выхода на посадочную прямую. Но, при большом скоплении ВС в районе аэродрома, диспетчер скорее всего не захочет занимать для вас ВПП на столь большое время и сообщит вам «посадка дополнительно». Вывод: действуйте по ситуации. Если никого нет – запрашивайте заранее, если перед вами борт на посадке – подождите, пока он освободит ВПП, раньше посадку все равно не дадут.

И в довершении небольшая выдержка из НПП: При полете воздушного судна от ТВГ до посадки указания и информация диспетчера службы движения по выдерживанию заданной траектории могут приниматься без подтверждения. Указания о разрешении (запрещении) снижения и посадки подтверждаются обязательно. А сейчас, раз разрешение на посадку получено, включаем посадочные огни и концентрируемся на выполнении это самого сложного и ответственного отрезка полета. Удерживаем самолет на посадочном курсе, следим за вертикальной и горизонтальной скоростью, постоянно следим за высотой по барометрическому высотомеру, контролируем по радиовысотомеру. Срабатывает звуковая сигнализация прохождения маркера ДПРМ – смотрим на высотомеры, 200 метров – хорошо, идем почти по схеме. Продолжаем снижение, движения все плавней, все аккуратней. 100 метров, полоса совсем рядом. Снова звенит звонок маркерного приемника – проходим ближний, смотрим на высотомеры – 60 метров, отлично. Звенит сигнализатор опасной высоты – 50 метров – все, обратного хода уже нет, теперь только садиться…

Но не всегда все бывает так гладко, частенько возникают различные проблемы. То ветер слишком сильно сносит с курса, то скорость слишком мала или слишком велика, то из-за помех в эфире не слышно диспетчера, да мало ли еще что. А время подходит, и нужно принимать решение, и вы просто обязаны отказаться от посадки и уйти на второй круг в случае, если: - До прохода ВПР не получено разрешения на посадку; - Потерян визуальный контакт с ВПП или ее ориентирами; - Отклонения от посадочного курса или глиссады выше допустимых; - Существует любая другая причина, по которой у вас нет уверенности в мягкой посадке что называется «на все 100».

Следует помнить, что согласно НПП «Уход на второй круг должен расцениваться как грамотное решение командира воздушного судна». Никто не упрекнет и не осудит вас за то, что вы ушли на второй круг, подобное решение напротив представит вас опытным и рассудительным пилотом. И если вы видите, или чувствуете, что что-то не так, а ваш второй пилот сообщает: «Высота 50, командир, решение?», вы просто обязаны сказать: «Уходим»… КВС: 753, ухожу на второй круг УВД: 753, левым по кругу набирайте 300 КВС: 753, левым, набираю 300

А сейчас звенит сигнализатор опасной высоты – 50 метров – все, обратного хода уже нет, теперь только садиться… Всё внимание вперед, сконцентрировались на визуальном контакте с полосой, смотрим чуть влево и чуть вниз. Проходим порог ВПП, высота 10 метров, начинаем выравнивание… 5 метров… 3 метра… выдерживаем… скорость падает… касание… РУД на себя, обороты падают, удерживаем самолет на оси ВПП… катимся, скорость падает, потихоньку начинаем тормозить, аккуратно, чтобы не опрокинуться через капот… ну вот и все, остановка. КВС: 753, посадка УВД: 753, посадка в 34 минуты, освобождайте право КВС: 753, освобождаю вправо

Диспетчер сообщил нам время нашей посадки и дал указание освободить ВПП в правую сторону на ближайшую РД. Поторопитесь, следом за вами на посадку может заходить еще один борт, а может даже и не один. Не заставляйте их уходить на второй круг из-за того, что ВПП занята. Если по радиообмену вы слышите, что за вами очередь - на пробеге без остановки подкатывайтесь прямо к РД, сбрасывайте до скорости руления и сходу освобождайте полосу. КВС: 753, освободил вправо на вторую УВД: 753, по второй РД занимайте пятую стоянку КВС: 753, по второй, на пятую стоянку

Обязательно доложить диспетчеру об освобождении ВПП. Причем нужно не просто сообщить, что вы освободили полосу, а доложить на какой РД вы находитесь, чтобы диспетчер смог выбрать для вас правильный маршрут руления на стоянку. Включаем рулежные фары, РУД слегка вперед… поехали. В эйфории от удачной посадки не забываем о скорости руления. Выполняем процедуры, убираем закрылки… ну вот мы и на стоянке… КВС: 753, на стоянке, конец (или: на стоянке, до вылета) УВД: 753, план закрыт, всего доброго (или: план закрыт, до связи) КВС: 753, до свидания (или: до связи) Выключаем двигатель и расслабляемся… можно записать в свою пилотскую книжку еще один удачный вылет. И не забудьте перед отключением от сети поблагодарить диспетчера за контроль и пожелать ему всего доброго. Правила – правилами, а благодарность дорогого стоит.

Статьи