На высоте 600 м         

На высоте 600 м


На высоте 600 м и дальности примерно 9 км начнёт двигаться вниз индикатор глиссады на правом срезе навигационно-пилотажного прибора и авиагоризонта. Это сигнал, что вы подходите к глиссаде. Следите за ним. И когда треугольному индексу останется до центральной боковой планочки полделения, выпускайте закрылки в посадочное положение и нажимайте лампу-кнопку APR на панели управления автопилотом. Проконтролируйте, погасла ли лампа-кнопка ALT, там же. Если да, самолет сам будет держать необходимую вертикальную скорость и направление. Если нет, значит, вы не попали в курсоглиссадный луч. Или по высоте или по направлению. Или по тому и другому сразу. Выхода тут два. Или уходить на второй круг, накрутив курсозадатчик на курс обратный посадочному.

И начать заход заново. Или продолжать с помощью курсозадатчика пытаться вывести самолет на посадочный курс, а с помощью задатчика вертикальной скорости вывести его на глиссаду. Ввиду малой дальности до полосы второй способ мало перспективен, и требует четких точных и быстрых раздач указаний вашему автопилоту. Но будем считать, что лампа-кнопка ALT погасла, и самолёт сам держит курс и глиссаду. Готовимся к посадке. Накручиваем скорость в соответствующем окошке на пульте управления автопилотом до 180. Слева на приборной доске загорелась и погасла голубая лампочка, и стрелочка АРК развернулась на 180 градусов – вы прошли дальний привод. До торца полосы – 4 км. А вот загорелась и желтая лампочка над голубой. Вы прошли ближний привод. До полосы километр.

Заметили, после взлёта штурвал мы не трогали. И вот настал наш час показать мастерство посадки. Берем штурвал. И на высоте 40 – 50 метров выключаем автопилот и переходим на ручное управление. В общем, ваше вмешательство в управление необходимо с высоты примерно десять метров. С точки начала выравнивания. Однако надобно взять управление самолётом пораньше, чтобы он как добрый конь, почувствовал твёрдую руку хозяина. Опять же вам надо привыкнуть к управлению.

Итак, высота десять метров. Плавным движением штурвала на себя уменьшаем вертикальную скорость так, чтобы к моменту приземления она составляла не более 0.2 м/с. Легко сказать. Как сделать? 10 метров - это вы закрыли носом торец ВПП. Дальше убираем обороты и плавненько добираем штурвал на себя. Смотрим на землю. Вперёд 50 м влево 15 м. Если земля приближается быстро - увеличиваем темп взятия штурвала на себя, если приближается медленно или вовсе не приближается – прекращаем выбирать штурвал. Если по земле вертикальную скорость определить не в состоянии, поставьте по прибору измерения вертикальной скорости 1м/с и ждите касания. Можно определить высоту по вписыванию полосы в кабину самолета. Запомните как проецировалась полоса на земле и при подходе к этому положению уменьшите вертикальную скорость до 1м/с. Какой способ вам подходит больше, выбирайте сами. Главное результат – мягкая посадка и бурные, восторженные аплодисменты ваших пассажиров. Теперь тормозим до скорости примерно 20 – 30 кмч и сруливаем в ближайшую подвернувшуюся рулёжку. Всё! Полет закончен!

Статьи