М (Маша) экпериментальный истребитель.         

М (Маша) экпериментальный истребитель.


Имена советских авиаконструкторов - создателей истребителей периода Великой Отечественной войны широко известны. Жаль только, что в их славную плеяду обычно не включают Олега Константиновича Антонова, который в годы войны был заместителем А.С. Яковлева и внес значительный вклад в совершенствование истребителей «Як». С той поры особенное отношение к истребительному типу самолета, глубокое понимание диалектики его развития стали важной чертой творческого портрета конструктора Антонова.

Может быть поэтому, когда весной 1947 г. основные проектные и конструкторские работы по Ан-2 подошли к концу, и все десять инженеров ОКБ в скором времени могли остаться без дела, Антонов решил заняться созданием истребителя. В инициативном порядке был разработан проект легкого перехватчика, отличавшийся умеренным консерватизмом и вобравший в себя богатый опыт конструктора времен войны. По общей компоновке машина повторяла немецкий перехватчик Heinkel He 162 Salamander. Похоже, Антонову импонировали рациональность и изящество, с которыми был сделан этот самолет.

Спустя тридцать лет Олег Константинович так вспоминал об этой работе: «Тогда хороших реактивных двигателей не существовало. Был трофейный двигатель»Юмо» (немецкий Jumo 004, в СССР серийно выпускался под обозначением РД-10), который развивал сравнительно небольшую тягу (840 кгс). Поэтому, чтобы уменьшить ее потери, мы сделали проект с верхним расположением двигателя». Особенностями разрабатываемого истребителя были высокая огневая мощь и нехарактерные для советских конструкций удобства работы летчика (в частности, входные двери по типу «Аэрокобры»). Конечно, эта разработка не выглядела столь авангардно, как, скажем, МиГ-15, однако, как и немецкий аналог, идеально отвечала своему назначению - ПВО наземных войск с базированием непосредственно у линии фронта. В этих условиях прямое крыло обеспечивало лучшие взлетно-посадочные характеристики, фюзеляж препятствовал засасыванию в воздухозаборник частиц грунта, мелких предметов с поверхности ВПП, а расположение двигателя в гондоле сводило к минимуму длину воздушных каналов и, соответственно, потери тяги.

Статьи