КПК с GPS         

КПК с GPS


Ни для кого уже не секрет, что основным средством навигации становятся GPS-приемники. В свое время, будучи еще в училище, один залетный летчик, стоя у окна, собрал вокруг себя целую ватагу курсантов. Оказалось он стоял у окна, «ловя» спутники, попутно объясняя до чего дошел прогресс. Сейчас любой пассажир может следить за полетом и предполагать когда и где он будет пролетать. Достаточно приобрести карманный компьютер с GPS приемником и установить навигационную программу. Достоинствами и опытом эксплуатации данного устройства я и хочу поделиться с читателями. Вот уже скоро полгода как эксплуатирую ASUS 632N со встроенным GPS приемником. Друзья установили NavGPSpro, закачали свежую базу данных и научили как пользоваться.

Проще говоря расскажу все на примере обычного рейса. Сидели как-то в гостинице во Внуково, хотели улететь домой пассажирами, как вдруг узнаем, что срочно вылетаем вместо другого экипажа на Калининград. Из-за погоды в Москве, помните, когда весь город снегом засыпало, многие экипажи не успели вовремя вернуться в Москву, застряв на запасных аэродромах, а наш экипаж подвернулся, чтобы не задерживать вылет. Собрались, пошли, бортмеханик готовить самолет, командир смотреть погоду, а мы со штурманом изучать маршрут. Лету полтора часа, вроде как заграницу, а вроде как и нет. В общем не хотелось бы с земли указания получать: «возьмите поправку вправо, уклонение более..».

Достаю КПК, запускаю программу и просто текстом набираю: «UUWW MEDUD UM AR BG TU RATIN SIVRU LAVAR KRAKI UMKK». Вот и все, маршрут готов. Даже если где ошибся, переправить пять секунд. Ну вот, погода хорошая, идем на самолет, уже пассажиров сажают, занимаем рабочие места, креплю штатив с GPS справа от автопилота, активирую маршрут, и полутьму кабины разбавляет приятный свет экрана, все в порядке, самолет на стоянке. Бывает, конечно, в самый неудобный момент перезагрузится, особенно поначалу на взлете, когда и режим даешь, и руки заняты, а «голова» компьютера видно несхватывает, как это так можно, только что рулили со скоростью 20км/ч, а тут за секунды скорость выросла до 300-т.

В таких случаях «по старинке» выйдешь с района аэродрома, стримеруешь самолет, установишь набор, и спокойно, одной рукой за штурвал, другой восстанавливаешь программу. Зато потом, весь полет любуешься, как, словно по ниточке, держит путь самолет, и как четко считает расчетное время прибытия. Особенно помогает на снижении, хорошо видно сколько еще осталось до аэродрома, до третьего разворота, так что нехитрым делением на два уточняешь вертикальную скорость снижения. Мне как второму пилоту на Ту-134 это особенно полезно, от штурманских дел я отлучен, и если над собой не работать, не тренировать себя, то думаю о Боингах и Аэрбасах лучше не мечать. Тяжело это, вот так вот сразу заменить собой и штурмана и бортмеханика.

Статьи