Ан-74 ближнемагистральный транспортный самолет.         

Ан-74 ближнемагистральный транспортный самолет.


Ан-74 - легкий транспортный многоцелевой самолет, создан в Авиационном научно-техническом комплексе (АНТК) имени О.К.Антонова. 2 февраля 1982 года МАП и МГА СССР принимают решение о создании самолета Ан-74 (прежнее наименование Ан-72А) для работы в условиях Арктики и Антарктики на основе модифицированного варианта самолета Ан-72, запущенного в серийное производство на ХАПО. 26 января 1983 год было принято решение Совета Министров СССР о создании на Киевском механическом заводе первого опытного варианта самолета Ан-74 с колесным шасси путем модификации опытного самолета Ан-72 № 003. 29 сентября опытный самолет Ан-74 (бортовой №"СССР-780334", серийный № 003) совершает свой первый полет с экипажем во главе с летчиками С.А.Горбиком и В.А.Шляховым. В августе 1986 года состоялась первая международная демонстрация самолета Ан-74 "СССР-58642" на авиационном салоне в городе Ванкувер в Канаде. 13 сентября 1990 года не дожидаясь окончания государственных испытаний, Министерство гражданской авиации начинает проведение эксплуатационных испытаний самолетов Ан-74 на базе аэропорта Черский Колымо-Индигирского ОАО концерна "Якутавиа". 13 декабря успешно закончены государственные испытания четырех предсерийных самолетов Ан-74, проходившие на аэродромах в Шереметьево, Сочи, Ашхабаде, Борисполе, Гостомеле, Черском, Павловск-Камчатском.

В апреле 1991 года самолет Ан-74 решением МГА допущен к эксплуатации в граждан ской авиации. 2 августа Постановлением Госавианадзора СССР №14 АНТК им.О.К.Антонова выдан сертификат типа №13-74 на самолет Ан-74. Ан-74 создан для эксплуатации в районах Арктики и Антарктиды, предназначен для перевозки грузов, техники и людей на авиалиниях малой и средней протяженности в любых климатических условиях от -60° С до +45° С и на любых широтах, в том числе в условиях Северного полюса и в высокогорных районах. Его можно эксплуатировать на оборудованных и необорудованных воздушных трассах в любое время года и суток с бетонных, галечных, ледовых и снежных аэродромов, на внутренних и международных линиях.

Самолет Ан-74 позволяет перевозить груз до 7,5 тонн, в том числе до 10 пассажиров, на высоте до 10100 метров с крейсерской скоростью 550-700 км/ч. Кроме того, он может выполнять следующие специализированные задачи: проводку судов; организацию и обслуживание дрейфующих станций; проведение научно-исследовательских работ в высоких широтах Арктического и Антарктического бассейнов; визуальную ледовую разведку; разведку рыбных косяков. В условиях эксплуатации самолет Ан-74 легко переоборудуется в санитарный, пожарно-десантный и другие варианты.

Самолет Ан-74 удовлетворяет Нормам летной годности гражданских самолетов. В конструкции самолета широко использованы новые конструкционные материалы и технологические процессы. Это обеспечило высокую весовую отдачу самолета. Самолет выполнен по схеме высокоплана с двумя турбовентиляторными двигателями Д-36 серии 2А взлетной тягой по 6500 кгс (63,7 кН) установленными над крылом, и Т-образным хвостовым оперением. Установка двигателей с большим выносом вперед над верхней поверхностью крыла практически исключает попадание в двигатели посторонних предметов с поверхности ВПП при взлете и посадке, повышает подъемную силу крыла за счет обдува его верхней поверхности и внутренних закрылков струями двигателей и снижает уровень шума на местности вследствие экранирования крылом реактивных струй двигателей.

Экипаж самолета состоит из четырех человек летного состава: Командир воздушного судна, второй пилот, штурман, и бортмеханик. Кабина экипажа обеспечивает хороший обзор и возможность пилотирования в условиях аэродромов ограниченных размеров со взлетом и посадкой по крутым траекториям. Размещение приборов и органов управления в кабине экипажа оптимизировано и отработано на приборных стендах при всех практически возможных полетных ситуациях. Экипаж самолета состоит из четырех человек летного состава: командир воздушного судна; второй пилот; штурман; бортмеханик; при необходимости - бортоператор по транспортному оборудованию. Возможна эксплуатация самолета без бортоператора, при этом его обязанности возлагаются на бортмеханика.

Для размещения бортоператора в кабине экипажа на входной двери устанавливается откидное сиденье с привязными ремнями, которое, при необходимости, можно использовать для размещения лоцмана (обязанности бортоператора в этом случае выполняет бортмеханик самолета). Транспортная кабина имеет габариты, оптимизированные по размерам основного потока перевозимых грузов, и позволяет перевозить грузы в контейнерах и спакетированные на жестких поддонах, нестандартные (тюки, бочки и др.) грузы, а также несамоходную и самоходную колесную технику (автомобили типа УАЗ, РАФ, "Джип-С47" АРО-240 и др.)

Проем грузового люка закрывается рампой, которую можно спускать на землю и использовать в качестве трапа, либо сдвигать вперед под фюзеляж, что обеспечивает удобство загрузки самолета непосредственно с кузова автомобиля. Погрузка и разгрузка грузов, спакетированных на поддонах. грузов в контейнерах и прочих производится с помощью бортового погрузочного устройства грузоподъемностью 2500 кгс (24.5 кН). Погрузка и разгрузка самоходной техники производится своим ходом. а несамоходной колесной техники - с помощью тягача и тросового погрузочного устройства.

Большая тяговооруженность, наличие на самолете вспомогательной силовой установки для автономного запуска двигателей и бортовых средств механизации погрузочно-разгрузочных работ, высокое расположение двигателей и конструкция шасси с пневматиками низкого давления обеспечивают автономную эксплуатацию самолета с малооборудованных грунтовых, галечных, ледовых, заснеженных аэродромов укороченных размеров с прочностью покрытия не менее 8 кгс/см2 (800 кПа) и выше.

Установленное на самолете современное радиосвязное и пилотажно-навигационное оборудование обеспечивает полеты самолета на оборудованных трассах во всех географических районах, над земной и водной поверхностями, в простых и сложных метеоусловиях, днем и ночью с высокой точностью автоматического самолетовождения на маршруте и посадку при метеоминимуме, соответствующем 1 категории ИКАО (60x800 м).

Статьи