Ан-3 легкий транспортный самолет.         

Ан-3 легкий транспортный самолет.


В 1983 году ОКБ О.К.Антонова вдохнуло вторую жизнь в ветеран Ан-2. Казалось, новому самолету, получившему обозначение Ан-3 и оснащенного турбовинтовым двигателем, уготована хорошая судьба. Но чиновники из МАПа думали иначе и сделали ставку на советско-польский М-15 с ТРД АИ-25. Шли годы, М-15 так и не нашел своего места в сельскохозяйственной авиации. Все серийные машины сдали в металлолом, а "гадкий утенок" Ан-3 подрос и, расправив крылья, вновь заявил о себе. ПО "Полет" (г.Омск) и АНТК им.Антонова (г.Киев) разработали, испытали и запустили в серийное производство самолет Ан-3, являющийся модернизацией Ан-2.<.p>

В настоящее время сертифицирована базовая модификация - Ан-3Т - грузовой вариант. Находятся на стадии испытаний и сертификации грузопассажирский (конвертируемый), сельскохозяйственный, лесопожарный и десантный варианты. Преимущества Ан-3 подтверждаются заключением ГосНИИ ГА, где самолет рекомендован к серийному производству: «В данном типоразмере из-за незначительного количества удачных проектов самолетов на замену Ан-2, их неэффективности по сравнению с ним, экспериментального характера самолета Е-2, проведение конкурса проектов пока нецелесообразно. Основным путем развития этого типоразмера на 8-12 пассажиров в России станет улучшение характеристик Ан-2 за счет установки на него двигателя ТВД-20 (Ан-3)».

Необходимо заметить, что ни один из наших самолетов этого класса (Ил-103, Т-101, "Ладога-6", С38) такой рекомендации до настоящего времени не получал. Отличные летные качества Ан-3 также неоднократно высоко оценивались на различных авиасалонах. Например, на недавно проходившей выставке "Бизнес-авиация-2000" (г.Новосибирск) Ан-3 наградили большой золотой медалью.

Ан-3 является глубокой модернизацией самолета Ан-2, заключающейся в замене поршневого двигателя АШ-62ИР на турбовинтовой ТВД-20 мощностью 1375 л.с. с трехлопастным реверсивным винтом АВ-17 и регулятором оборотов Р-17. Изменена компоновка кабины экипажа, установлены системы обогрева и вентиляции кабин, удлинен фюзеляж и установлена дверь пилотов по левому борту. Обновлено электротехническое и пилотажно-навигационное оборудование, появилась централизованная система сигнализации и новая противопожарная система и многое другое. В итоге появилась возможность повышения взлетной массы самолета до 5800 кг, коммерческой загрузки до 1800 кг, при сохранении той же потребной взлетно-посадочной полосы и использования керосинов и масел, применяемых для других самолетов.

Ан-3 сертифицирован в Авиарегистре Межгосударственного авиационного комитета в соответствии с авиационными правилами, часть 21 (АП-21). Самолет соответствует требованиям сертификационного базиса самолета СБ-3, разработанного на основе действующих норм летной годности гражданских легких самолетов, часть 23 авиационных правил АП-23 (гармонизированных с FAR-23) и требований по шуму на местности в соответствии с главой 6 приложения 16 к "Конвенции о международной гражданской авиации" (Чикаго, 1999 год).

Модификация Ан-3ТК (транспортно-конвертируемый вариант) создана на базе самолета Ан-3Т. В машине устанавливаются 12 мягких складывающихся и откидывающихся к стенкам фюзеляжа кресел. Для личного багажа пассажиров устанавливаются откидные полки, санузел и питьевая точка. Для улучшения внешнего вида самолета, освещения пассажирского салона и повышения комфорта оборудуются квадратные окна, тепло- и звукоизоляция, вентиляция и обогрев к каждому пассажирскому месту. Вводится аварийный дополнительный выход по правому борту. Ан-3ТК может перевозить 9 пассажиров и 3 человека обслуживающего персонала или 1800 кг коммерческого груза. Возможны смешанные перевозки грузов и пассажиров одновременно.

Дальнейшим развитием Ан-3 является самолет Ан-3СХ - сельскохозяйственный. У него предполагается применение режима остановки (торможения) винта при работающем на малых оборотах двигателе в момент загрузки самолета химикатами, что позволяет отбирать мощность для загрузки химикатами, уменьшает износ ТВД (вследствие сокращения числа пусков и остановов) и сокращает время стоянки самолета на земле при проведении авиахимических работ. Уменьшение пробега, разбега, "обратного хода" самолета Ан-3СХ резко сократило потребную площадь для посадок и приблизило эти площадки к месту авиа-химработ. Увеличение скорости и скороподъемности сокращает время подлета к обрабатываемым полям и перелета к новым местам дислокации.

Вышеперечисленные мероприятия значительно сокращают непроизводительные простои самолета и уменьшают себестоимость авиахимических работ. Стоимость обработки одного гектара полей снизилась в два раза. В результате комплекса работ, проводимых при переоборудовании Ан-2 в Ан-3, устанавливаются гарантийные срок эксплуатации самолета - один год и наработка -1900 летных часов. Межремонтный ресурс самолета -2000 летных часов, а его межремонтный ресурс службы - четыре года. Полный же ресурс (как для нового самолета) - 20000 летных часов. Календарный срок службы самолета не устанавливается. В настоящее время от авиапредприятий России и ближнего зарубежья получены заказы на переоборудование в 2000-м году 24 самолетов различных модификаций, спрос до 2003-го оценивается в 200-250 машин.

Основные отличия самолёта Ан-3: между 5 и 6 шпангоутами фюзеляжа введена вставка с входной дверью пилотов по левому борту; горизонтальное оперение самолёта установлено под углом +1° . При этом стабилизатор и руль высоты доработаны – введена роговая компенсация, изменена форма вертикального оперения и установлен новый руль направления, снабжённый докомпенсатором;

установлен турбовинтовой двигатель ТВД-20, работающий на любом авиационном керосине. Удельный расход топлива – 0,225 кг/(э.л.с.ч.). Воздухозаборное устройство двигателя расположено в верхней части капота, снабжено гофрированным сетчатым фильтром с пылеотводящими каналами. Масляная система двигателя комплектуется баком 40 л (вместо 125 л на Ан-2) за счёт резкого сокращения расхода масла (0,2 кг/час). Масса двигателя составляет 285 кг, что более чем в два раза меньше двигателя АШ-62. Запуск двигателя обеспечивается без подогрева при температуре минус 25° С (при применении синтетического масла – минус 40° С). Время запуска не превышает 40 сек. Время приемистости двигателя ТВД-20 составило с режима малого газа до взлётного режима – 2,5 сек.;

новые приборы контроля и системы управления двигателя; более мощный генератор ГСР-6000, аккумуляторные батареи 20НКМБН преобразователи ПТ-200; новая противопожарная система с сигнализаторами СПС-3 и система пожаротушения с двумя огнетушителями; компоновка приборной доски приведена в соответствие с требованиями норм лётной годности;

пилотажно-навигационное оборудование комплектуется авиагоризонтом АГК-47УС, прибором комбинированным ДА-30П, курсовой системой ГМК-1АЭ; предусмотрена возможность установки по требованию заказчика: радиовысотомера А-О37, маркерного приёмника А-611, радиокомпаса АРК-25; установлен БУР-4 – бортовой регистратор основных параметров силовой установки самолёта; по просьбе Заказчика могут быть установлены дополнительные топливные баки на 400 литров.

Статьи